Приветствую Вас Гость | RSS

Пятница, 29.03.2024, 18:24

Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наши партнеры
Главная » 2011 » Февраль » 18 » Грузовики маз
16:45

Грузовики маз

60 лет назад из ворот нового автосборочного производства МАЗа выехали пять первых самосвалов МАЗ-205, которые прошли в праздничной колонне автозаводцев в честь 30‑й годовщины Октябрьской революции.

Официальный день рождения Минского автозавода — 9 августа 1944 года. В этот день Государственный комитет обороны СССР принял постановление об организации в Минске автосборочного предприятия. Заканчивалась страшная война. Индустрия Советского Союза нуждалась в восстановлении. А для этого необходима техника — много грузовой автомобильной техники. До конца войны оставалось еще 9 месяцев. Но надо было жить дальше, заново строить. В том числе и полностью разрушенный Минск.
В праздничной колонне автозаводцев 7 ноября 1947 года прошли первые 5 МАЗов.

Первым директором автосборочного завода (1944–1946 гг.) стал Иван Федорович Толкунов. При нем началась подготовка автосборочного производства, которое занималось сборкой тяжелых американских грузовиков Mack из узлов и деталей, поставлявшихся по ленд-лизу.

В 1946–1949 гг., при следующем директоре — Григории Борисовиче Мартиросове, завод прекратил выпуск ино­странных грузовиков и начал подготовку к производству автомобилей семейства МАЗ-200. Его основой послужил ЯАЗ-200, производство которого передали в Минск из Ярославля, где после этого еще некоторое время выпускались трехосные ЯАЗ-210, в дальнейшем превратившиеся в КрАЗы. Сам же Ярославский завод сохранил производство силовых установок — двухтактных дизелей ЯАЗ-204 для МАЗов и ЯАЗ-206 для КрАЗов. Осенью 1947 года 5 первых белорусских грузовиков-самосвалов МАЗ-205 выехали из ворот нового автосборочного производства и прошли в праздничной колонне автозаводцев на ноябрьской демонстрации.
Первые МАЗы

Следующий директор МАЗа (1949–1955 гг.), Владимир Дмитриевич Майборода, возглавил предприятие тоже не в легкое время. Все свои силы он направил на дальнейшее строительство автозавода и расширение модельного ряда грузовиков. Первые самосвалы МАЗ-205 «потяжелели» с пяти тонн до шести и далее до семи. На конвейере стали собирать бортовые МАЗ-200, один из которых сейчас стоит в музее автозавода.
Один из первых прототипов МАЗ-500 с кабиной над двигателем

На шасси серии МАЗ-200 были созданы полноприводные МАЗ-502 и лесовоз МАЗ-501, на которых уже обкатывались самостоятельные конструкции и агрегаты автомобилей следующего поколения. В это время (1955‑1959 гг.) предприятием руководил Сергей Михайлович Кишкин. Тогда же из Новосибирска на МАЗ был переведен специализированный конструкторский отдел, который возглавлял Борис Львович Шапошник, ставший впоследствии Героем социалистического труда. В задачу его бюро входило создание тяжелых 25‑тонных самосвалов, и в 1950 году был создан МАЗ-525. А в 1957‑м отправился на приемочные испытания 40‑тонный самосвал МАЗ-530. Далее производство тяжелых самосвалов было налажено в городе Жодино, что недалеко от Минска. Сегодня марку БелАЗ знают во всем мире.
МАЗ-500С

Борис Львович стал главным конструктором специального конструкторского бюро многоосной тяжелой колесной техники. Под его руководством создавались военные тягачи и ракетовозы для Вооруженных сил СССР. Это был гениальный инженер, про которого говорили, что он родился с логарифмической линейкой в руках. В 1985 году он ушел на заслуженный отдых.

Пост главного конструктора специализированного конструкторского бюро занял не менее талантливый инженер Владимир Ефимович Чвялев, который оставался руководителем конструкторских служб до 2004 года.

За весь этот период специализированное КБ создало такие уникальные многоосные машины, как МАЗ-543, МАЗ-7414, МАЗ-7904, МАЗ-7907 и т. д. Это военная техника. На тех же шасси создавались и гражданские автомобили, получившие название «Волат» (с белорусского — «богатырь»).
МАЗ-5335 - третье поколение МАЗ-500

Сегодня специализированное конструкторское бюро превратилось в отдельное от МАЗа предприятие, созданное в феврале 1991 года, — Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), которое, кстати, возглавляет бывший директор автобусного производства МАЗа Геннадий Александрович Синеговский. Но название «Волат» осталось.

В 50‑60‑е годы, велась подготовка постановки на конвейер совершенно новой серии минских грузовиков
Ремонтная база отдела дорожных испытаний Испытательного центра МАЗа.

МАЗ-500. У руля предприятия встал Иван Михайлович Демин — долгожитель директорского корпуса МАЗа (1959–1982 гг.). В 1974‑м он стал еще и генеральным директором производственного объединения, в которое входили БелАЗ, МоАЗ (Могилевский автозавод, выпускавший, в основном, стройтехнику) и многие агрегатные предприятия БССР.

Серия МАЗ-500, вставшая на конвейер в апреле 1965 года, стала первой в Советском Союзе грузовиковой конструкцией с бескапотной кабиной, расположенной над мотором и откидывающейся вперед. Смена модели проводилась без остановки конвейера, параллельно с производством капотного самосвала МАЗ-205, который был снят с производства только 31 декабря 1965 года.

За создание конструкции унифицированного семейства большегрузных автомобилей, автопоездов и самосвалов МАЗ-500 группа работников Минского автозавода удостоилась Государственной премии СССР.

В 1969 году семейство прошло модернизацию, и в сентябре 1970‑го на конвейер встали МАЗ-500А. Еще одной модернизации «пятисотое» семейство подверглось в 1976‑м, а годом спустя начался выпуск усовершенствованных МАЗ-5335.

В те времена главным конструктором Минского автозавода и всего ПО «БелАвтоМАЗ» стал Михаил Степанович Высоцкий, досконально знающий всю конструкцию продукции МАЗа. Темпы модернизации модельного ряда минских грузовиков, по сравнению с другими советскими автопроизводствами, были просто «реактивными».

Те или иные конструкции агрегатов или деталей из КБ сразу отправлялись в экспериментальный цех, а после их изготовления — в испытательный центр. Экспериментальные грузовики отправляли на Дмитровский автополигон НАМИ, где автомобилям и отдельным агрегатам устраивали очень жесткие нагрузочные работы. Естественно, для определения безопасности и прочности минских грузовиков проводились крэш-тесты.
МАЗ-6422 - этапная разработка минчан

В 1989 году под руководством Высоцкого была создана действующая модель автопоезда модульной конструкции МАЗ-2000 «Перестройка». Это уникальный в своем роде автопоезд, где «голова» является и кабиной, и силовым агрегатом, который приводит в действие ведущий мост, являющийся одновременно поворотным. То есть «голова» не имеет никакого заднего моста, ни одноосного, ни двухосного, Вообще никакого, кроме одного под кабиной. Сегодня, уйдя с автозавода, Михаил Степанович является академиком НАН Беларуси, генеральным конструктором автомобильной техники республики и генеральным директором НИРУП «Белавтотракторостроение».
Производственные будни главного конвейера МАЗа

19 мая 1981 года на главном конвейере был собран первый МАЗ-5432 нового, уже пятого поколения, представители которого получили прозвище «СуперМАЗ». Практически меньше чем за 2 года на заводе изготовили 1000 «суперов» (МАЗ-5432 и -6422) и автопоездов. Старый конвейер уже не выдерживал таких темпов сборки грузовиков, и началось строительство нового главного конвейера. В начале 90‑х он начал действовать, некоторое время одновременно со старым. Сегодня на месте «старичка» размещена линия по производству прицепов и полуприцепов.
МАЗ-6317 (6х6). Прежде чем попасть к потребителю, техника проходит серьезные испытания на полигоне под Минском.

В 1982 году И. М. Демина сменил Михаил Федорович Лавринович (1982–1994 гг.), который продолжил модернизацию завода, а заодно и модернизацию родных МАЗов. На его долю пришлись тяжелые годы развала Советского Союза. И первостепенной для всего коллектива МАЗа была задача выжить в новых политических и экономических условиях. Именно поэтому первые автомобили нового поколения с новой кабиной МАЗ-5440 и -6430, разработанные еще в 1993 году, встали на конвейер только в 1997‑м, уже при новом генеральном директоре РУП «МАЗ» Валентине Аркадьевиче Гуриновиче (1996–2006 гг.). Но Валентин Аркадьевич возглавил автозавод не сразу после Лавриновича. Один год после него заводом руководил опытнейший инженер Георгий Александрович Исаевич (1994–1995 гг.).
Есть в арсенале МАЗа и автобусное производство. Одна из последних разработок — МАЗ-203.

Первейшая задача нового руководителя предприятия была строго поставлена президентом страны Александром Лукашенко: уберечь завод от развала. Спрос на автотехнику упал, главный конвейер не только перешел на работу в одну смену, но и периодически простаивал. Зарплата сотрудников была мизерная. Многие уходили с предприятия в коммерческие структуры. Тем не менее, продолжалась модернизация производства, шло конструктивное развитие модельного ряда грузовиков, и после восьми лет работы завода в одну смену 1 октября 2004 года МАЗ перешел на двухсменную. Спрос на автомобильную технику завода поднялся.
Нынешний день МАЗа — магистральный тягач МАЗ-5440 с полуприцепом МАЗ-975830.

С 2003 года на автозаводе выполняется программа модернизации предприятия, которая позволит к 2008 году перейти на массовый выпуск автомобилей МАЗ-5440

и -6430. Внешне эти автомобили отличаются от предыдущего семейства новым дизайном кабины. Интерьер тоже сильно изменился. Главное отличие — низкий туннель двигателя, который позволяет человеку среднего роста встать в кабине во весь рост. Стоимость программы оценивается в $236 млн и финансируется из государственного бюджета.

Сегодня благодаря современным технологиям завод может выпускать автомобили с разными вариантами кабин. К тому же МАЗ — единственное предприятие в СНГ, новое поколение кабин которого отвечает перспективным международным нормам пассивной безопасности. Этому способствуют периодически проводимые Испытательным центром крэш-тесты продукции совместно с Дмитровским автополигоном ФГУП НИЦИАМТ.

Модернизация продукции на МАЗе ведется постоянно. Сегодня заказчик может приобрести МАЗ в любой комплектации, а их, как утверждают руководители автозавода, более 300. Захотел импортный двигатель — пожалуйста: MAN, Deutz, Mercedes-Benz или ЯМЗ. Экологические нормы — Euro 3 или Euro 4. Устанавливаются любые двигатели по заявке заказчика. В конце 2006 года завершилась совместная работа РУП «МАЗ» и ПО «Технотон» по созданию единой системы электронного управления двигателем любой модели, устанавливаемой на минские грузовики.

А в 2007 году на Московском автосалоне РУП «МАЗ» уже традиционно представил свои новинки: автопоезд нового поколения и самосвал. И что характерно, после автосалона мазовские новинки встают на конвейер.

Нельзя не вспомнить, что 10 декабря 1997 года был подписан договор о создании совместного белорусско-германского предприятия по производству большегрузных МАЗ-MAN с долевым участием МАЗа, а уже в апреле 1998‑го был собран первый автомобиль совместного предприятия.

Сегодня РУП «МАЗ» производит не только грузовики и прицепную технику. МАЗ — это еще и производитель автобусов, признанный не только в странах СНГ, но и в дальнем зарубежье.

В конце 90‑х годов МАЗ приобрел лицензию на производство автобусов Neoplan, а 12 января 1999 года из ворот нового производства вышел первый минский низкопольный автобус с «шахтным» расположением двигателя МАЗ-103. Возглавил автобусное производство Григорий Александрович Синеговский, впоследствии ставший генеральным директором МЗКТ. Главным конструктором был назначен молодой и перспективный инженер Александр Павлович Мышко. С того момента прошло уже восемь лет, модельный ряд автобусов расширился, в него вошли низкопольные МАЗ-103, МАЗ-104, трехосный МАЗ-107, сочлененный МАЗ-105, автобусы большого туристического класса МАЗ-152 и МАЗ-251, целая серия модификаций автобуса малого класса с передним расположением двигателя МАЗ-256. Уже готов новый экземпляр очередной автобусной новинки МАЗ-226.

На базе МАЗ-103 минское предприятие «Белкоммунмаш» изготавливает троллейбусы МАЗ-103Т. Конечно, минские автобусы поставляются и в Россию. Они обслуживают автобусные маршруты в Москве, Петербурге, Ярославле, Архангельске, Кемерове, Тольятти и т. д. В 2005 году новое поколение городских автобусов МАЗ-203 (130 штук) приобрели в Германию. В 2006 году поставки в Германию продолжились, автобусы МАЗ работают также в Венгрии, Румынии, Болгарии, Греции.

Что касается грузовой техники, то РУП «МАЗ» имеет свое сборочное производство в Литве и Польше.

Конечно, Россия остается самым серьезным партнером РУП «МАЗ». Но все больше и больше минские автостроители собирают свои машины и автобусы под заказ европейских клиентов, что говорит о том, что продукция МАЗ соответствует европейским стандартам эксплуатации. Российские же дилеры предпочитают приобретать не современную технику МАЗ, а то, что подешевле. Из-за этого самосвалы МАЗ приходят к нам в Россию со старыми кабинами.

С 2007 года РУП «МАЗ» возглавляет Николай Никандрович Костень, и 60‑летний юбилей со дня выхода из ворот завода пяти самосвалов МАЗ-205 заводчане отметили уже с новым руководителем. Будем надеяться, что через некоторое время мы будем отмечать выход из ворот автозавода двухмиллионного грузовика МАЗ.

Просмотров: 2529 | Добавил: Drafter1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: